«Слово пацана. Кровь на асфальте» – криминальный сериал, окутанный интересом как среди людей старшего поколения, переживших конец 80-х, так и среди современной молодежи. Обсуждение произведения привлекло внимание властей в России и Казахстане, вызвав разговоры о возможных ограничениях для молодых зрителей.
«Пацаны» из Алматы, выросшие на улицах 80-х и ставшие известными личностями, рассказывают о реальности того времени. В их воспоминаниях о жизни «пацанов», «чушпанов», «скорлуп» и «старшаков» прослеживается географическое деление на неформальные районы с характерными названиями, такими как «Дос», «Deribas», «Аэрофлот», «Шанхай», «Ертек», «Халифат» и «Крепость».
Молодежь делилась по возрастам и старшинству, придерживаясь неформального «кодекса чести пацана». «Щеглы», «старшаки» и «старики» – так классифицировались участники групп в зависимости от возраста. Время от времени в драках использовались самодельные оружия, такие как «дура» – пистолет, стреляющий малокалиберными патронами.
Депутат Мажилиса VIII созыва Ерлан Стамбеков, выросший в Алматы того времени, отмечает, что элементы «зоновской» культуры существовали всегда и были альтернативой комсомольским и пионерским ячейкам. Он сам занимался спортом, пытаясь отвести своих друзей от наркотиков.
Известный музыкант и режиссер Жантемир Баймухамедов, родившийся и выросший в одном из алматинских районов, подчеркивает, что улицы для него были настоящей семьей после трагической утраты отца. Он вспоминает, что в то время драки были частью повседневной жизни, и многие подростки увлекались наркотиками.
Сериал «Слово пацана» вызвал интерес не только своей драматичностью и атмосферой, но и тем, что он обрисовал обреченность и тупиковость философии того времени. По мнению писателя и общественного деятеля Бекнура Кисикова, сериал стал своеобразным взглядом на предтечу 80-х годов, периода, когда в стране происходил слом устоев и все перестраивалось.
Таким образом, «Слово пацана» не только воскрешает драму и атмосферу конца 80-х годов в Алматы, но и становится предметом обсуждения со стороны тех, кто пережил тот период и смог взглянуть на него глазами зрителей.